Вклад Пети Распиздяя в развитие отечественной культуры
Петя Распиздяй – это не человек, а целая эпоха, воплощение атмосферы любого пассажирского состава, сладкий сон проводниц и кошмар пьяных дебоширов. Петю не уложишь ни в какие представляемые нашему скудному уму рамки, он, словно сама железная дорога, не имеет ни начала, ни конца. Только он может сказать правду о том, что делала Анна Каренина перед тем, как броситься под поезд.
Если говорить серьезно, без пафоса, то альбом «Поездатый поездяй» - новое слово в российском андеграунде, слово, которого не найти в словарях общественного мнения. И в то же время он опирается на весь опыт отечественного и зарубежного словесного искусства.
Мотив дороги встречается, между прочим, еще в таких произведениях, как «Одиссея». Кстати, с великим Гомером у Петра много общего, хотя, конечно, «Поездатый поездяй» в отличие от «Одиссеи» пронизан духом современности. Из античности Распиздяй использовал в своем творчестве еще фабулу мифа о Ясоне и Аргонавтах. В Кисловодске, правда, не было золотого руна, но зато было много приключений по дороге. Многие исследователи отчетливо прослеживают в творчестве Пети лучшие традиции «Мертвых душ».
Перенеся весь многовековой опыт развития романа-дороги в музыкальное творчество, Петя Распиздяй уже вошел в историю культуры как революционер. Но всевозможные увлечения экспериментами с художественной формой – отговорка для слабаков. Настоящий художник жаждет рубить правду-матку! У Пети это получается блестяще. И вот перед нами альбом-эпопея обо всем мире, два фокуса которого – Челябинск и Кисловодск. Все биографично, образно, поражающе документально и пропитано социальной действительностью.
Итак, основную канву «Поездатого поездяя» составляет цикл путевых заметок о работе проводника. «Я Петя Распиздяй – поездатый поездяй!», - представляется Петр. Не из заниженной самооценки называет он себя распиздяем, это сознательно выбранное кредо. Там, где сама жизнь идет в такт монотонному стуку колес, очень важно не потерять свою индивидуальность, а распиздяйство – лучший способ это сделать.
Не веря байкам о свободе слова, Петя попытался пресечь любую вероятность обнаружения в его лирике антигосударственности на стадии опубликования, поэтому его произведения напичканы образной символикой. «Я ехал в Кисловодск и еб начальницу поезда», - говорит поэт. Эту строку способен понять лишь тот, кто мыслит широко. Если дорога – это судьба страны, а поезд – это сама страна, то начальница поезда в данном случае олицетворяет государственную бюрократическую машину, которую и еб Петя Распиздяй. «…но этого мне показалось мало, и тогда я выебал всех проводниц», - завершает мысль великий поездатый гений. Поняли, о ком речь?
Прослушивая трэк за трэком, находишь в текстах песен Пети Распиздяя все: от любви до внешней политики, от путевых заметок до уроков выживания на улицах, от хакерских исповедей до разоблачения псевдозвезд телевидения. Кстати, героиней одной из песен не случайно стала именно Ксения Собчак. Конечно, история с бригадой работяг – не совсем правда, но знающие люди говорят, что однажды Собчак попалась Пете в поезде и он подумал, что проводница. Так она и поняла, с чем дальше свяжет свою жизнь и каким единственным органом в состоянии зарабатывать себе деньги.
У каждой эпохи свой герой. Мы своего ждали долго, но дождались! Имя Пети Распиздяя уже вписано в летописи общественной жизни, а ведь у него все еще впереди.
Виссарион Белинский, критик-перекритик project74